Ижевская и Удмуртская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Радоница. 25 апреля 2017 года

1 | 1

Во вторник второй седмицы по Пасхе Церковь празднует Радоницу - один из дней в году, когда сугубо поминаются все когда-либо скончавшиеся православные христиане.

Откуда появилось название праздника? Так как этот праздник уходит своими корнями глубоко в древность (первые упоминания об особом дне поминания усопших было датировано 4 веком по свидетельству святителя Иоанна Златоуста), название этого праздника тоже пришло к нам с тех далеких времен. Издревле Радоницами на Руси  называли языческих божеств, являющихся по верованиям язычников, хранительницами душ усопших людей. Молясь этим божествам, люди выказывали свое почитание умерших. В знак уважения к памяти тех, кого уже нет на этой земле, славяне подносили Радоницам щедрые дары, устраивали грандиозные пиршества на погребальных курганах, потому что верили, что души, которые еще не успели отлететь, могут наблюдать за этими действами и понимать ту силу уважения, которая оказывается им живыми. В язычестве этот день приходился на весенние месяцы и назывался Навьим днем (навьи – устаревшее название мертвецов). Постепенно слово «радоница» стало употребляться как название весеннего дня, когда люди осуществляют поминовение усопших. Испокон веков в этот день не принято скорбеть о смерти близких, а радоваться (есть версия, что слово "радоница" происходит от слова "радоваться") тому, что они когда-то жили на Земле и оставили на ней и в сердцах людей свой след и тому, что сейчас они переродились в другой, вечной жизни. Также это слово связывают с радостью о воскресении Христовом. Радоница: чему радуются христиане? Смерть разлучает нас с близкими и дорогими людьми, лишает возможности земного общения. Несмотря на это, мы продолжаем их вспоминать или поминать. Но вот в чем парадокс: поминают тогда, когда верят, что человек жив. Как такое возможно? Говоря о человеческой смерти, мы часто употребляем такие выражения: «Перешел в мир иной», «Ушел в лучший мир», «Все там будем…». Там? А где это, там? Что это за иной и лучший мир? Если со смертью все заканчивается, то о каком же бытии мы все время говорим? На что надеемся? Ответ прост и сложен одновременно: мы надеемся на жизнь после смерти. И эта жизнь бесконечная. Она полна любви и радости.  Есть ли сейчас смерть? Да, смерть – это не только разлучение души с телом, но это и возможность нам встретиться с Богом, предстать перед Ним лично. Пред Тем, Кто смерть победил Своей смертью. Победа над смертью произошла в тот момент, когда Спаситель мира умер на Кресте и воскрес, даровав и нам возможность обрести жизнь вечную. В русском народе есть такая поговорка: «Человек родится на смерть, а умирает на жизнь». Потому и стремятся после Пасхи на Радоницу люди на кладбище, потому и ставятся кресты на могилах, как знак того, что после креста придет воскресение. Вопреки всем земным законам мы верим, что умершие живы. Они ушли, а что же делать нам? Родные, близкие и друзья уходят… А что же мы, живущие пока на этой земле, можем сделать для тех, кто уже перешел тонкую грань, отделяющую этот мир от мира иного? У нас есть молитва, которая является значимой помощью для ушедших. Молитва, как поддержка душам, не имеющим в том мире возможности изменить себя самим. Душа может измениться благодаря усилиям тех, кто остался на земле и помнит о ней. Вспоминается такое сравнение: как раненому бойцу помогают здоровые товарищи, вынося его с поля боя, так и «больной душе» может помочь только здоровый. А это значит, чтобы помочь ближнему, мы сами должны заняться своим духовным здоровьем, чтобы иметь возможность поддерживать дорогих нам людей.  «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Кому важнее поминовение? Нам не дано постичь Промысел Божий о каждом человеке, тем более предугадывать, где же находится его душа. Мы лишь уповаем на Божию милость, понимая, что исправляя свою жизнь -исповедуясь, причащаясь, ведя нравственный образ жизни, основанный на исполнении Заповедей Божьих, мы тем вернее помогаем усопшим, даря им любовь, основанную на жертве, подобной той, которую принес Христос за всех нас. Как и при жизни все верующие являются клеточками тела Церкви, так и со смертью эта связь, основанная на Любви, не прерывается, еще раз подтверждая истину о том, что Господь не создавал смерти, Он победил ее, и она не имеет ни силы, ни права на наших близких, потому что у Бога – все живы. В эти светлые дни, когда все вокруг возвещает нам о пасхальной радости, у каждого из нас есть шанс помочь своим близким, начав с себя, с исправления своей жизни, наполняя ее любовью, способной преодолеть все: и грех, и смерть и ад, - в надежде на то, что мы все встретимся с теми, кто уже ушел от нас в иной мир...  Как вести себя на кладбище? Придя на кладбище, можно зажечь свечу и помолиться. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Вкусить еду, принесенную на кладбище можно, но не нужно пить алкогольные напитки, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Как поминает усопших Церковь? Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. После Литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников.  Важно не только подавать записки за упокой, но и самим находится на богослужении и молиться за усопших. Необходимо помнить, что молитва – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной, это то, что связывает нас, это маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности...